О НАС

Здание театрального комплекса расположено на бывшей Покровской горе, где с конца XVI века находился монастырь, а с 1764 г. храмовый комплекс. С 1873 г. здесь размещались Покровский и Троицкий соборные храмы. В 1931 г. храмы снесли, хотя они считались памятниками архитектуры, а на горе появилась надпись: «На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры». Был объявлен всесоюзный архитектурный конкурс проектов театра драмы. В те годы отвергались старые формы зрелищ и провозглашались новые, связанные с революционными праздниками и проходившие в виде митингов, демонстраций, манифестаций. Отсюда и новый тип здания — «театр массового действа» — главное общественное здание города для многофункционального использования. Публика не должна была присутствовать в театре статично, чисто созерцательно, но могла сама участвовать в представлении. Архитекторы стремились довести новые театры до гигантских размеров, не считаясь с технологическими возможностями и физиологическими границами восприятия зрителя. На конкурс представили 11 проектов. Первую премию получил архитектор Н.А. Троцкий, но к реализации вначале приняли проект И.А. Голосова. Однако огромное здание перекрыло бы проезд по набережной Уводи к располагавшейся рядом фабрике. В связи с этим приняли проект А.В. Власова, члена творческого объединения ВОПРА, выполненный в формах позднего конструктивизма. Архитектурный надзор за строительством осуществлял ивановский архитектор Н.И. Кадников. Он же оформлял интерьеры театрального здания. Первоначально зрительный зал планировался на 2500 зрителей Через каждые два кресла устраивались проходы вдоль рядов для облегчения «слияния актеров со зрителями», которые могли выйти на сцену и участвовать в действии. Сцена предполагалась трехпортальная: центральная — шириной 22 метра и боковые — по 11 м каждая. Она была связана с залом пандусом, что позволяло перенести действие в зрительный зал. Используя пандусы и боковые входы, через сцену должны были проходить во время революционных праздников колонны демонстрантов, воинские части, конница, трактора и автомобили.

Началу строительства предшествовали крупные работы по планировке территории. Срезав часть Покровской горы, создали плавный уклон на участке Крутицкой улицы и со стороны реки Уводь. Чтобы подняться в театр с территории площади, нужно было бы преодолеть лестницу в 94 ступени, однако подъем устроен таким образом, что это не ощущается. Ручей Кокуй в 1934 г. заключили в железобетонный коллектор.

В процессе строительства местные архитекторы стали вносить в проект существенные коррективы. Вместимость театра уменьшили до 1500 мест. Но изменение пропорций зала привело к нарушению акустики, что впоследствии создавало проблемы при эксплуатации театра. В центре зала и на балконах слышимость была плохая. Объем здания составлял 147 тыс. кубических метров, что на треть превышало то, что требовалось при имеющейся вместительности зрительного зала. Площадь сцены составляла 700 квадратных метров, а высота сценической части превышала 40 метров. Здесь можно было демонстрировать любой вид сценического искусства.

Строительство театра велось достаточно долго, часто менялись руководство, инженерно-технический персонал. Главной рабочей силой были заключенные, которые, как правило, плохо владели строительными специальностями. Материал использовался самый простой — кирпич и дерево. К 1939 г. стройка была закончена. 6 ноября состоялся торжественный акт и концерт специально созданного к этой дате симфонического оркестра, а 28 сентября 1940 г. спектаклем «Кремлевские куранты» открылся зимний сезон в новом здании, третьем по величине после театров в Ростове-на-Дону и в Новосибирске. В январе 1943 г. здесь проходило совещание по повышению урожайности, в котором принимал участие и выступал с речью М.И. Калинин»,

После войны в театре провели основательный капитальный ремонт, который закончили в 1949 г. Деревянные конструкции зрительного зала частично заменили на металлические, заново оформили зал и фойе. Однако через 15 лет потребовалась коренная реконструкция всего здания, поэтому в 1965 г. театр закрыли. Причинами было обветшание несущих деревянных конструкций и кровли. Уступчатая форма здания с перепадами уровней создавала проблемы с отводом талых и дождевых вод. Другая причина — слабые фундаменты, разрушение и оползание подпорных стенок. После закрытия театра всерьез обсуждался вопрос о его сносе и строительстве нового, меньшего по габаритам здания. Однако победила более разумная точка зрения. Предполагалось создать четыре зала — театр музыкальной комедии, зал филармонии, кукольный театр и танцевальный зал. В 1983 г. ивановский театр объявили народной стройкой, в которой участвовали строительные бригады со всей области.

Реконструкция здания, затронувшая фасады и интерьеры, затянулась на двадцать с лишним лет и закончилась в 1987 г. Проект её был разработан архитектором института «Гипротеатр» Г.М. Татуловым и инженером-конструктором С.А. Беловым. Фасады, которые первоначально были оштукатурены, облицевали крымским известняком с декоративными вставками из армянского туфа. Впоследствии фасады, за исключением венчающей башни, покрасили. Фасадные композиции на заднем и, частично, на боковых фасадах сохранились, главный фасад со стороны пл. Пушкина полностью переделан. В результате полной перепланировки в старом здании создали театральный комплекс. Авторам проекта удалось в значительной степени сохранить первоначальные габариты здания и несущие конструкции. За счет более рационального построения отдельных элементов в здании удалось разместить четыре отдельных учреждения. В большом верхнем зале разместился музыкальный театр на 1464 места, в нижнем зале, где планировался концертный зал филармонии, поместили драматический театр на 733 места. Отдельно оборудовали кукольный театр на 305 мест. На месте предполагавшегося танцевального зала разместился «Зеленый бар» на 200 посадочных мест с танцзалом (сейчас ночной клуб). Сохранение габаритов удалось достичь за счет размещения одного зрительного зала над другим, возможности использовать вестибюли зрительных залов раздельно или же при необходимости их объединение. Такая реконструкция не имеет аналогов в отечественной практике. В интерьере театра сохранилась общая композиция парадной лестницы, облицованной светлым мрамором. Для украшения интерьера в фойе над лестницей поместили живописный фриз из пяти панно «Музыка», выполненных в 1986 г. палехским художником Н.П. Лопатиным. В 2008-2011 гг. проведена реконструкция всех трех театральных залов.

Здание расположено в центре города Иванова на участке, ограниченном пл. Пушкина, бульваром Кокуй, ул. Подгорной и ул. Крутицкой. На пл. Пушкина обращён главный северо-западный фасад. Кирпичные стены в ходе последней реконструкции облицованы светлым известняком с вставками розового армянского туфа и впоследствии покрашены, кровли мягкие, плоские, многоуровневые.

Здание симметричное, оно поднимается ступенями от трехэтажного объема парадного вестибюля, выходящего на пл. Пушкина, к завершенному упрощенной балюстрадой повышенному семиэтажному блоку сценической коробки. Внешний облик хорошо выявляет внутреннюю структуру театра и решен в лаконичных формах. Крупный объем верхнего большого зрительного зала трапециевидной формы и примыкающий к нему широкий прямоугольный объем сценического портала пространственно объединяют зал и сцену. На боковых фасадах по одному ряду прямоугольных окон. С юго-восточной стороны в центре прямоугольного объема возвышается повышенный блок сценической коробки со смотровой площадкой на крыше, по периметру которой поставлена балюстрада из прямоугольных пилонов. К скошенным стенам объема зрительного зала с трех сторон примыкают пониженные помещения парадных фойе музыкального театра. На их боковых фасадах выделяются крупные прямоугольные окна, заключенные в массивные рамочные наличники. С заднего, юго-восточного фасада, выходящего на ул. Крутицкую, расположен прямоугольный административно-артистический корпус с несколько повышенным центральным ризалитом, который зрительно замыкает перспективу ул. 10 Августа. Фасад этой части здания, выполненный по проекту А.В. Власова, сохранился без изменений. Плоскость ризалита заполнена крупной лоджией с практически сплошным остеклением лестничных холлов, здесь находится вход в эту часть здания. Часто расставленные узкие прямоугольные окна помещений расположенных на четырех этажах этого корпуса, разделены упрощенными полуколоннами. Главный северо-западный фасад здания формирует сильно вытянутый дугообразный в плане трехэтажный объем парадного вестибюля с балконом по всей его длине на уровне верхнего третьего этажа и плоской кровлей. Расположенный на этаже зимний сад отделен от балкона полосой ленточного остекления. От входа в кассовый вестибюль по сторонам идут два лестничных марша, которые ведут на верхнюю площадку, где находятся входы в театральные залы, объединенные ленточным остеклением. По бокам здания над хозяйственными помещениями расположены пандусы с подпорными стенками, выходящие на ул. Крутицкую. Над входами в залы расположены четыре квадратных окна, заключенные в массивные наличники, объединенные с навесными балконами и декоративные рельефные вставки между ними. В оформлении фасадов основную роль играют облицованные розовым туфом и окрашенные наличники окон на главном фасаде, декоративные фризы завершающие плоскости фасадов боковых фойе, объемов зрительного зала и сценической части и декоративные междуэтажные вставки на боковых фасадах.

Объект культурного наследия «Здание областного драматического театра, январе 1943 г. в совещании по повышению урожайности принимал участие Калинин» признан объектом культурного наследия регионального значения (вид история) решением Ивановского облисполкома № 18/27 от 01.01.2001 г.

Полезные ссылки